Какие жилищные программы касаются бюджетников?
Отдельной федеральной жилищной программы, которая охватывала бы всех бюджетников России, не существует. Это неудивительно, учитывая, что данная категория объединяет представителей слишком разных (и по уровню материально обеспечения, и по социальному статусу) профессий — от военнослужащих до воспитателей в детском саду. Специальные жилищные программы федерального уровня предусмотрены только для государственных гражданских и военных служащих. Работники бюджетной сферы, не относящиеся к данным категориям, могут на общих основаниях воспользоваться общероссийскими жилищными программами, а также специальными региональными программами, если они приняты и работают в конкретном субъекте федерации, как, например, «Жилье работникам бюджетной сферы» в Санкт-Петербурге.
Таким образом, право на жилище может быть реализовано бюджетниками в соответствии со следующими федеральными программами и нормативными актами:
Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»;
Программа «Жилище» на 2015-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050);
Программа «Жилье для российской семьи» (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»;
обеспечение жильем военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел производится в соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» (ст.15) и «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» (ст.ст. 4-9).
Жилье бюджетникам — какие программы действуют в регионах?
В большинстве субъектов РФ действуют жилищные программы для различных категорий бюджетников: учителей, врачей и др. В качестве примера можно рассмотреть Целевую программу «Жилье работникам бюджетной сферы», действующую в Санкт-Петербурге. Для участия в данной программе требуется быть работником бюджетной сферы не менее пяти лет, быть признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий совместно с членами семьи. Помощь предоставляется путем продажи жилья из госжилфонда по цене, установленной Правительством Санкт-Петербурга и предоставления рассрочки оплаты остатка стоимости на срок до 10 лет.
Подобные программы создаются по инициативе органов власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также законодательством в области жилищной политики региона (в Санкт-Петербурге это Закон от 26 апреля 2006 года N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» и Закон от 7 июля 2004 года N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»).
Нуждающимися в жилом помещении гражданами, которые могут получить жилье бесплатно после заключения договора соцнайма в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являются:
Жилье по договору найма предоставляется в порядке очереди и вне очереди. В общем порядке необходимо встать на учет в качестве малоимущих и нуждающихся (ст. 52 ЖК РФ), обратившись в орган местного самоуправления с заявлением и документами согласно утвержденному в субъекте РФ перечню. Вне очереди жилье предоставляется в случае признания помещения непригодным для проживания или наличия тяжело больного члена семьи. Если признанным нуждающимися гражданам предоставляется помещение из жилищного фонда РФ или субъекта РФ или муниципального жилищного фонда на иных основаниях (в соответствии с федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ), то требование о признании малоимущим может не предъявляться (ч.3 ст. 49 ЖК РФ). Например, на основании таких Федеральных законов, как «О ветеранах», «Об образовании в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других, а также Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714, Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 и иных нормативных актов.
Указанными документами может быть предусмотрено не только предоставление жилья по договору соцнайма, но также и в собственность, и субсидий на приобретение (строительство) жилья. Если гражданин является нуждающимся, но не может быть признанным малоимущим, и при этом максимальный размер совокупного дохода его и проживающих с ним членов семьи, а также стоимости их имущества не позволяет приобрести жилье за счет собственных или заемных средств, он имеет право на заключение с ним договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ст. 91.3 ЖК РФ). При этом срок такого договора от года до 10 лет и его заключение будет учтено при определении нуждаемости для получения жилья по договору социального найма по ст. 51 ЖК РФ.
Стоит добавить, что прохождение всех бюрократических формальностей для постановки в очередь на получение жилья отнюдь не гарантирует нуждающимся скорое новоселье. По данным Росстата, из года в год не более 5% «очередников» получают жилье, соответственно ожидание своей очереди может растянуться на долгие годы.
Порядок реализации права на жилище военнослужащими предусмотрен в ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (закон предусматривает различные формы для разных категорий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы – по договору социального найма, на праве собственности, жилищная субсидия). Также военнослужащие имеют право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, получение государственных жилищных сертификатов (см. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153), участие в накопительно-ипотечной системе по Федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Молодые семьи вправе получить социальную выплату на основании Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 — 2020 годы», а также Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы, приложения 4. Молодая семья, участвующая в программе, может быть полной и неполной. В первом случае один из супругов может не быть гражданином РФ и семья может не иметь детей. Неполная семья состоит из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более. Кроме того, выдвигаются следующие требованиям:
Многодетные семьи, в которых супруги не старше 35 лет могут реализовать свои права как молодая семья, а также согласно пп.6 ст. 39.5 ЗК РФ – бесплатно получить в собственность земельный участок. Также региональными программами по поддержке многодетных семей может быть установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка. Например, субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения (ч. 8 ст. 31 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29), предоставление жилого помещения по договору социального найма (ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО), долгосрочный целевой жилищный заем и социальная выплата на приобретение жилых помещений (ст.1 Закона Кемеровской области от 30.04.2013 N 47-ОЗ «О предоставлении займов и социальных выплат многодетным семьям» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 24.04.2013).
Подробнее о наличии в конкретном регионе жилищной программы для многодетных семей можно узнать, обратившись в орган социальной защиты или МФЦ.
Льготы на приобретение жилья в той или иной форме также имеют следующие категории граждан, о которых мы будем рассказывать подробнее в следующих правовых инструкциях: