О чем нас может попросить полиция?

Алименты. Возможны изменения в законе
03.06.2019
Раздел кредита при разводе
05.06.2019
Показать все

О чем нас может попросить полиция?

Что говорит закон?

Важнейшим элементом показателя демократичности общества является взаимоотношения между органами правопорядка и рядовыми гражданами.
Рассматривая Статью 2 Конституции Российской Федерации (далее – КРФ), мы находим, что высшая ценность в государстве, которую необходимо оберегать и защищать — это человек, гражданин.
Данное правило находит отражение и в статье 1 ФЗ «О полиции»:
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Каковы же основные возможные требования к рядовым гражданам, а равно возможные причины обращения в рамках обычного взаимодействия, так сказать «на улице»? Постараемся разобраться, изучая основные положения Статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее ФЗ «О полиции»):
1. Если граждане совершают противоправный поступок – правомерно требование о прекращении. Противоправный же поступок или нет, остается на усмотрение сотрудника органов, ввиду его обязанностей.
2. Наиболее интересная норма – проверять документы, удостоверяющие личность. Особенность заключается в том, что указано на условие проверки:
если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
С поводом к возбуждению понятно – имеется ввиду уже совершенное нарушение. Но в остальном – что это за данные? Схожесть гражданина с предполагаемым преступником? Личное мнение сотрудника о возможности подозревать гражданина? По сути закон, формально вводя данное условие, реально разрешает останавливать граждан для проверки документов по любому поводу. А основание? «Имеются данные подозревать Вас…». Многообразие общественной жизнь не поддается полному регулированию, оно и не нужно, но данное требование имеет важное значение, так как вторгается в личную жизнь человека.
3. Сотрудник полиции может попросить граждан покинуть определенное место, в обоснование совершения преступления, правонарушения, происшествия, а также для документирования этих ситуаций. Помимо этого – не допускать, выпроваживать, или оставлять в определенном месте в обоснование защиты других граждан, организаций и их имущества. Здесь все довольно прозрачно.
А вот третье условие особенно интересно: требование к группе граждан разойтись или перейти в иное место. В обосновании требования два условия:
нахождение в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями;
если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
В первом условии представляется, что собраться «потрещать» можно только на законных основаниях с целью решения общественно-важных вопросов. Всё, что вне рамок – неправомерно и требует прекращения.
При этом из статьи 13 КРФ:
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Обратите внимание на положения Конституции – собираться мирно, без оружия. Конституция не говорит о том, что собираться можно только в установленном законом порядке.
Если же этого мало, второе условие настолько обширно, что его можно употребить в любой ситуации для когда потребуется «разогнать» группу людей.
4. К гражданам могут обратиться с требованием принудительного провождения в служебное помещение. Главное условие – необходимо составление протокола о задержании и доставлении.
О точном моменте составления протокола не говорится. Но указывается, как в ФЗ «О полиции», так и в «Кодексе об административных правонарушениях» (далее КоАП РФ) на уже совершенное действие в виде задержания. Видимо протокол может быть составлен в любой момент, в зависимости от ситуации. Вообще это отдельная мера, о которой поговорим в другой теме.
5. Важная норма о нахождении в состоянии опьянении на улице:
доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
Стоит отметить второе условие, о котором многие забывают – беспомощность гражданина в этом состоянии (утрата способности). В данном конкретном правиле это два неразрывных условия, при которых гражданина доставляют в специальную организацию – алкогольное опьянение и беспомощность.
6. В отношении граждан можно провести личный досмотр, и досмотр их вещей. КоАП РФ в статье 27.7 более емко описывает условие:
в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
То есть, основанием являются данные о наличии таких предметов, либо цель их обнаружения.
Исходя из статьи 27.7 КоАП РФ, можно вывести несколько условий:
• досматривающий и понятые должны быть одного пола;
• присутствие понятых;
• понятые не требуется, если предполагается обнаружить оружие;
• в обязательном порядке составляется отдельный протокол, либо делается запись в протоколе о задержании, доставлении,
Интересно, что закон указывает на условие необходимости понятых, а соответственно – и более детальный порядок досмотра, в зависимости от предполагаемого предмета – орудия или оружия.
При этом сама законодательная доктрина и научная теория описывает оружие, как часть орудия:
орудия охоты – огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ “Об оружии” (далее – Федеральный закон “Об оружии”), а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты (Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. В силу с 04.09.2018);
конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (“Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 12.05.2019);
По смыслу судебной практики орудиями преступления признаются все предметы, которые использовались преступником для достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения предмета, т.е. понятие орудия преступления включает в себя предмет преступления (Определение N 57-Дпр 01-9 по делу Беляева) (Рассмотрение судами уголовных дел, связанных с конфискацией орудия преступления (Печегин Д.А.) (“Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ”, “КОНТРАКТ”, 2018);
Возможно, для целей установления правильного порядка и правового подхода к административным действиям в рамках правового государства включить понятых во все случаи?
Ведь понятой – незаинтересованное лицо, удостоверяющее, что факт совершения досмотра и все необходимые действия были произведены. Кроме того, он может делать замечания по данным действиям.
7. Граждан могут попросить в безотлагательных случаях о предоставлении сотруднику полиции средств связи. При этом указывается на беспрепятственность, отказать будет нельзя. Ну допустим, это действительно бывает необходимо.
8. Также в безотлагательных случаях указывается на возможность использования транспортных средств, принадлежащих другим лицам.
Хотелось бы отметить, что использовать транспорт граждан можно только в исключительных случаях. Чем безотлагательный случай отличается от исключительного, малопонятно, но указано в законе таким образом. Вместе с тем граждане имеют право на возмещение расходов и материального ущерба.
Таким образом, мы постарались разобрать основные возможные требования в повседневном взаимодействии органов внутренних дел с гражданами. Взяв за основание положение статьи о правах полиции, изучая эти правила со стороны становления демократичного и правового государства в России, мы нашли некоторые возможные упущения и неточности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *